Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации города Бердска от 07.05.2013 N 1767 "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Бердска в 2012 году и задачах на 2013 год"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРДСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. № 1767

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА В 2012 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД

В 2012 году, благодаря принимаемым в городе Бердске мерам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, снизился уровень воздействия факторов окружающей среды и отмечена положительная динамика по показателям состояния здоровья населения.
Показатель рождаемости в городе Бердске в 2012 году составил 15,3 на 1000 населения. Общий показатель смертности - 13,2. Показатель естественного прироста за 2012 год - +2,1.
Эпидемиологическая ситуация не претерпела существенных изменений и повторяет общую тенденцию состояния инфекционной заболеваемости по Новосибирской области.
На формирование здоровья населения города Бердска в равной степени оказывают влияние санитарно-гигиенические и социально-экономические факторы. Среди санитарно-гигиенических факторов ведущая роль принадлежит комплексной химической нагрузке: питьевая вода, атмосферный воздух, почва, продукты питания.
Практически на уровне прошлого года осталось состояние атмосферного воздуха, за исключением превышений ПДК по оксиду углерода за счет частного сектора, и оценивается как благополучное, однако суммарный выброс от промышленных предприятий, печного отопления частного жилого сектора и автотранспорта в атмосферный воздух города Бердска остается высоким.
Несмотря на отсутствие нестандартных проб воды, подаваемой населению, актуальной остается необходимость модернизации существующей системы очистки, которая позволит подавать доброкачественную воду потребителям, т.к. состояние источника водоснабжения (р. Бердь) из года в год не улучшается.
Несколько увеличился удельный вес биологически нестабильных проб - с 0,7% в 2011 году до 0,9% в 2012 году. Наиболее значимой группой является кулинарная продукция, вырабатываемая пищеблоками ДДУ, школ, предприятиями общественного питания.
Несмотря на увеличение числа отдохнувших детей по сравнению с 2011 годом, охват детей летним отдыхом в загородных лагерях остается одной из приоритетных задач.
С целью поддержания санитарно-эпидемиологической обстановки на достаточно устойчивом уровне, постановляю:
1. Информацию о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в 2012 году и задачах на 2013 год принять к сведению (приложение).
2. Заместителю главы администрации Авдееву Е.Ф.:
1) принять необходимые меры по обеспечению микрорайонов пос. Вега, п. Речкуновка, жилого района Юго-Восточный города Бердска централизованной системой водоснабжения;

2) обеспечить контроль за исполнением инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Бердский водоканал", утвержденной решением Совета депутатов от 02.03.07 № 208, "Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2013 гг.", и инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг", утвержденной решением Совета депутатов от 24.06.09 № 561, "Развитие системы переработки и утилизации твердых бытовых отходов города Бердска в 2009 - 2013 годах";
3) обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, в соответствии с требованиями санитарных правил;
4) своевременно ликвидировать несанкционированные свалки на территории города;
5) обеспечить содержание полигона ТБО в соответствии с требованиями санитарных правил;
6) обеспечить своевременную информацию о возникновении аварийных ситуаций на системах водоснабжения, канализации.
3. Заместителю главы администрации Гридневу С.В. обеспечить контроль за исполнением городской программы "Вакцинопрофилактика на 2009 - 2014 годы", утвержденной решением сессии Совета депутатов от 24.06.09 № 555.
4. Руководителям жилищно-эксплуатирующих организаций рекомендовать:
1) обустроить площадки для сбора твердых бытовых отходов, находящихся в их ведении, в срок до 1 мая 2013 года;
2) своевременно информировать жителей об авариях на инженерных коммуникациях в жилых домах и мерах по их устранению.
5. Начальнику территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в городе Бердске Молокоедову В.Е. рекомендовать:
1) осуществлять социально-гигиенический мониторинг за состоянием факторов среды обитания с информированием органов местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке в городе Бердске.
6. Главному врачу филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области в городе Бердске" Матко В.Н. рекомендовать продолжить гигиеническое воспитание населения.
7. Постановление опубликовать в газете "Бердские новости" и разместить на официальном сайте администрации.
8. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

И.о. Главы муниципального образования
А.Г.МИХАЙЛОВ





Приложение
к постановлению
администрации города Бердска
от 07.05.2013 № 1767

ИНФОРМАЦИЯ
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ В 2012 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД

Сохранение здоровья населения, которое в свою очередь определяет и является важнейшим индикатором здоровья общества, существенно зависит от эффективности работы исполнительной власти, контролирующих органов, руководителей всех форм собственности, своевременного выявления и снижения влияния вредных факторов среды обитания, создания благоприятных условий труда и отдыха, обучения и воспитания.
В 2012 году по выполнению поставленных задач реализован комплекс мероприятий, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В городе Бердске реализовывались:

- городская целевая программа, утвержденная решением Совета депутатов от 22.06.09 № 555, "Вакцинопрофилактика на 2009 - 2014 годы";
- инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг", утвержденная решением Совета депутатов от 24.06.2009 № 561, "Развитие системы сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов города Бердска в 2009 - 2013 годах";
- инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия "Бердский водоканал", утвержденная решением Совета депутатов от 19.06.07 № 270, "Развитие системы водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2013 годы";
- комплексный план мероприятий по санитарной охране территорий города Бердска от завоза, распространения карантинных инфекций на 2011 - 2015 годы, утвержденный постановлением администрации от 06.07.11 № 1595 "О мерах по локализации и ликвидации очага карантинных инфекций";
- комплексный план мероприятий по снижению паразитарной заболеваемости в городе Бердске, утвержденный постановлением Главы муниципального образования 02.09.08 № 1854;
- план городских противоэпидемических неотложных мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в г. Бердске, утвержденный постановлением Главы муниципального образования 16.05.08 № 1046;
- протокол расширенного заседания санэпидемкомиссии города Бердска "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Бердска в 2011 году и задачах на 2012 год";
- постановление администрации города Бердска от 24.04.12 № 1369 "О защите населения от гриппа и других острых респираторных заболеваний";

- постановление администрации города Бердска от 27.04.12 № 1441 "Об организации мероприятий по профилактике клещевых инфекций в городе Бердске в 2012 году";
- постановление администрации города Бердска от 01.02.12 № 349 "О межведомственной комиссии по вопросам организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей города Бердска";
- постановление администрации города Бердска от 16.02.12 № 488 "О подготовке к летней оздоровительной кампании 2012 года";
- постановление администрации города Бердска от 16.02.12 № 487 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Укрепление и развитие материально-технической базы муниципальных детских оздоровительных учреждений в городе Бердске на 2012 - 2014 годы";
- постановление администрации города Бердска от 01.08.12 № 3789 "О готовности муниципальных учреждений сферы образования, культуры, физической культуры и спорта к новому 2012-2013 учебном году";
- постановление администрации города Бердска от 17.08.12 № 4052 "Об итогах приемки оздоровительных учреждений к летнему сезону 2012 года";
- постановление администрации города Бердска от 10.10.12 № 4640 "Об итогах летней оздоровительной кампании 2012 года и первоочередных мерах по подготовке оздоровительной кампании 2013 года";
- постановление администрации города Новосибирска от 11.07.12 № 2492 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей на территории города Бердска в 2012 году".
В 2012 году продолжили работу по сбору и анализу данных Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга.
Результаты работы службы позволили выделить приоритетные проблемы на территории города Бердска, оценить значение конкретных неблагоприятных факторов окружающей среды для здоровья населения и разработать мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе Бердске.
Во исполнение протокола расширенного аппаратного совещания у главы администрации города Бердска "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Бердска в 2011 году и задачах на 2012 год" на повестке дня стояли следующие задачи:
- контроль за исполнением инвестиционной программы МУП "Бердский водоканал" "Развитие системы водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2013 годы" посредством сбора, обработки и анализа информации указанной организации, в соответствии с Методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденной приказом Министерства регионального развития от 14.04.2008 № 48;
- исполнение разработанной и утвержденной решением Совета депутатов от 24.06.2009 № 561 инвестиционной программы МУП "Комбинат бытовых услуг" "Развитие системы переработки и утилизации твердых бытовых отходов города Бердска в 2009 - 2013 годах".
Данной программой на втором этапе реализации в 2011 - 2013 годах предполагалось строительство мусороперерабатывающего завода, позволяющего удовлетворить потребности города в перспективе до 2025 года, а существующий полигон твердых бытовых отходов рекультивировать.
В целях реализации инвестиционной программы "Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2013 годы города Бердска" за отчетный период реализованы мероприятия по ремонтам и реконструкции водопроводов, водоподготовке. При этом основные работы по реконструкции и модернизации существующих водозаборов не финансировались.
Из-за отсутствия финансирования не реализовывались в должном объеме и мероприятия инвестиционной программы "Развитие систем сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов города Бердска в 2009 - 2013 годах".
В предыдущие годы проведены некоторые мероприятия, позволившие несколько улучшить состояние действующего полигона твердых бытовых отходов, а именно завезен инертный материал для изоляции отходов при складировании, выполнено строительство площадки для санитарной обработки автомобильного транспорта, частичное благоустройство дорог к местам складирования.
На реализацию Плана социально-экономического развития было на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Бердска запланировано 211701,0 рубля, затрачено 165170,0 рубля, что составило 78%, при практически 100% выполнении запланированных мероприятий, принятые меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия позволили стабилизировать показатели состояния здоровья населения и снизить негативное воздействие факторов внешней среды.
Демографическая ситуация осталась практически на уровне 2011 года.
Показатель рождаемости в городе Бердске в 2012 году составил 15,3 на 1000 (2011 году - 14,08), общий показатель смертности - 13,2 (2011 году - 11,9). Показатель естественного прироста за 2012 год - +2,1 (2011 год - +2,2).
Не регистрировалась заболеваемость корью, дифтерией, эпидемическим паротитом, полиомиелитом, краснухой.
В отчетном году снизилась заболеваемость: сальмонеллезом, ОКИ неустановленной этиологии, ОРВИ, гриппом, клещевым энцефалитом, клещевым боррелиозом, псевдотуберкулезом, микроспорией, сифилисом, гонореей. Не регистрировалась вспышечная заболеваемость.
Практически на уровне прошлого года осталось и состояние атмосферного воздуха, за исключением превышений ПДК по оксиду углерода за счет частного сектора, и оценивается как благополучное, но вместе с тем вопрос оздоровления атмосферы не должен сниматься с повестки дня.
По результатам СГМ из разводящей сети не регистрировались нестандартные пробы питьевой воды.
С 2009 года на территории города Бердска запущено практически безотходное производство по переработке отработанных автомобильных покрышек, что внесло определенный вклад в оздоровление окружающей среды города и области.
Ряд предприятий на территории города Бердска производит продукцию, обогащенную микронутриентами: ОАО "Бердский Хлебокомбинат" производит продукцию, в основе которой используется пептин и агар (пастильно-мармеладные изделия, пастила, торты, суфле), ИП Ким Н. производит салаты корейской кухни из морской капусты, ООО "Сибирский завод молочных продуктов" производит плавленый сыр "Ромчеттер", обогащенный йодом. Предприятия по производству биологически активных добавок (ООО "НИИ ЛОП и НТ", ООО "Лаборатория современного здоровья") выпускают продукцию с добавлением цинка, селена, железа, йода, а также продукцию, являющуюся источником пищевых волокон ("Нутрикон", "Лимфосан"). Предприятия общественного питания, пищеблоки ДДУ, школ, ЛПУ при приготовлении блюд используют йодированную соль. За 2012 год было исследовано 35 проб йодированной соли, нестандартных проб не выявлено.
В отделах детского питания реализуется продукция, обогащенная микронутриентами, йодом, железом, витаминами. В ходе совместных проверок с прокуратурой по вопросам ценообразования на продукты детского питания нарушений в предприятиях торговли и аптечной сети не выявлено.
Удельный вес нестандартных проб пищевой продукции по санитарно-химическим показателям остался на уровне 2011 года - 0,3%, в 2012 году - 0,2%.
Несколько увеличился удельный вес биологически нестабильных проб - с 0,7% в 2011 году до 0,9% в 2012 году. Наиболее значимой группой является кулинарная продукция, вырабатываемая пищеблоками ДДУ, школ, предприятиями общественного питания.
В школьных столовых в ассортимент включены горячие первые, вторые и третьи блюда, а также продукты промышленного производства: хлебобулочные, кондитерские изделия, соки, фрукты, свежие овощи. Увеличены объемы порций блюд в соответствии с требованиями санитарных правил. Ведущим направлением в профилактике йоддефицитных состояний является обеспечение йодированной солью и наличие продуктов, обогащенных йодом, проводится C-витаминизация третьих блюд.
Охват горячим питанием - 95,2% (95,3% - 2011), учащихся 1 - 4 классов - 96,3%.


Охват г. Бердск ТО
питанием, %
2011 2012 2011 2012

Всего 95,2 95,3 91,8 83,1

1 - 4 класс 97 96,3 93,4 90

5 - 11 класс 93,9 94,2 90,6 77,5


На должном уровне при отсутствии чрезвычайных ситуаций и массовых заболеваний прошла летняя оздоровительная кампания.
Несмотря на некоторую стабилизацию факторов среды обитания и положительную тенденцию к росту показателя рождаемости и превалирование рождаемости над смертностью, продолжает оставаться тревожным состояние здоровья населения, а именно:
- общая заболеваемость составила 1539,1 на 1000 населения, что незначительно больше показателя 2011 года, при этом общая заболеваемость выросла во всех возрастных группах, кроме детей. Первичная заболеваемость составила 844,8 на тысячу населения, что ниже показателя 2012 года на 3%. При этом отмечается снижение первичной заболеваемости во всех возрастных группах;
- структура общей заболеваемости населения города в 2012 году практически не изменилась: на первом месте болезни органов дыхания, на втором - болезни органов кровообращения, на третьем - болезни глаза и его придаточного аппарата. Среди возрастных групп населения структура общей заболеваемости несколько отличается. У детей после болезней органов дыхания на втором месте болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки. В подростковом возрасте: на 1 месте - болезни органов дыхания, на 2 месте - болезни глаза, на 3 место вышли болезни органов пищеварения. У взрослого населения структура общей заболеваемости отличается наличием на первом месте болезней органов кровообращения, на втором - болезней органов дыхания, на 3 месте - болезней глаза и его придаточного аппарата.
Структура смертности не меняется в течение последних пяти лет: на первом месте болезни органов кровообращения, на втором - смерть от злокачественных новообразований, на третьем от травм, отравлений и других воздействий внешних причин.
Отмечен рост инфекционной заболеваемости по 13 нозологиям (в 2011 году - по 12), в т.ч. по ОКИ установленной этиологии на 24,9%, острым вирусным гепатитам на 6,3%, скарлатине в 2,8 раза, укусам животных на 21,7%, педикулезу на 47%, чесотке на 37%, лямблиозу на 9,6%, описторхозу на 6,6%. Групповой и вспышечной заболеваемости не зарегистрировано.
Демографическую ситуацию и состояние здоровья населения нельзя рассматривать без оценки состояния среды обитания человека, включая экологическую ситуацию, условия труда, обучения и воспитания, отдыха.
Остается высоким суммарный выброс от промышленных предприятий, печного отопления частного жилого сектора и автотранспорта в атмосферный воздух города Бердска, где на долю промышленных предприятий приходится 80,95% от общей массы выбросов; на долю печного отопления - 11,17% и на долю автотранспорта - 7,88%. Выбросы осуществляются через 741 источник, из которых 437 организованных и 304 неорганизованных. В процессе промышленного производства в атмосферный воздух города Бердска выбрасывается 160 загрязняющих веществ, и, несмотря на отсутствие превышений ПДК по ряду ингредиентов при проведении мониторинга, необходимо принимать меры по предотвращению вредных выбросов в атмосферу.
Хотя по результатам СГМ из разводящей сети не регистрировались нестандартные пробы воды, это не значит, что проблемы обеспеченности населения доброкачественной водой не существует. Небольшая часть населения территорий (около 3,5 тыс. человек) получает воду из подземных водоисточников, в т.ч. и без дополнительной очистки: п. Вега, п. Речкуновка, жилой район Юго-Восточный города Бердска. Данная вода считается условно доброкачественной, а именно с отклонениями по содержанию железа до 1 мг/л и марганца до 0,5 мг/л, мутности до 2 мг/л. Данные вещества нормируются по органолептическому признаку, не влияющему на здоровье населения, хотя и ухудшающему условия водопользования. В 2011 - 2012 годах в разделе производственного контроля и при проведении плановых проверок не регистрировались отклонения от гигиенических требований по данным источникам, но это не значит, что проблемы не существует - в конце декабря 2011 года в территориальный отдел поступило обращение депутатов о качестве воды, подаваемой населению жилого района Юго-Восточный. В результате проведенного административного расследования в отношении МУП "КБУ" было установлено, что скважина, пробуренная для технических нужд предприятия, снабжает водой население данного района в количестве примерно 500 человек (индивидуальные коттеджи). Застройка жилого района была начата при условии прокладки централизованных коммуникаций, но планы реализованы не были, и в настоящее время в отсутствие альтернативного источника водоснабжения условно доброкачественная вода подается на хозяйственно-питьевые нужды пусть и небольшому количеству населения.
По итогам проведенного расследования на юридическое лицо - МУП "КБУ" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5, материалы дела направлены в суд для рассмотрения. На имя главы администрации города Бердска внесено предложение о необходимости решения данного вопроса, в Бердский городской суд направлен иск в защиту неопределенного круга лиц. До настоящего времени судебное разбирательство продолжается. К сожалению, данные индикативные показатели о качестве питьевой воды напрямую зависят от объема вкладываемых средств в развитие водоснабжения, а их количество в 2012 году, так же как и в 2011 году, на цели реализации инвестиционной программы "Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2013 годы города Бердска" за отчетный период было очень незначительным и составило 3275,6 тыс. рублей из запланированных 8298,6 тыс. рублей.
Основные работы по реконструкции и модернизации существующих водозаборов не финансировались.
Комплекс водозаборных и очистных сооружений НФС-1 МУП "КБУ" эксплуатируется более 40 лет, качество воды реки Бердь в результате техногенного воздействия ухудшается - в определенные периоды года в воде источника содержание марганца превышает ПДК в 5 - 6 раз. Существующая схема водоподготовки на водозаборе МУП "Бердский горводоканал" не соответствует требованиям, необходимым для очистки исходной воды, очистные сооружения работают на пределе своих возможностей, и требуется серьезное усовершенствование и реконструкция существующей системы очистки для подачи воды с качеством, соответствующим требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода", и в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Второй источник водоснабжения города - комплекс сооружений НФС-2 также требует реконструкции с целью использования всех мощностей в условиях работы при постоянно меняющихся отметках уровня Новосибирского водохранилища.
Территориальный отдел ежегодно в докладе "Об исполнении программы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии в городе Бердске" ставит данные задачи перед Главой города Бердска и депутатским корпусом.
Также в 2012 году по данной проблеме подготовлен проект письма в адрес министра строительства и ЖКХ Новосибирской области. Поэтому данные проблемы не должны сниматься с повестки дня.
Отмечается увеличение удельного веса нестандартных проб воды водоемов 2 категории по микробиологическим показателям. Возможно, свою роль сыграло довольно жаркое лето 2012 года в сравнении с предыдущим и более активное использование водоемов в рекреационных целях.
В 2012 году в рамках рассмотрения обращения жителей коттеджного пос. Светлый был зафиксирован и подтвержден лабораторными исследованиями факт загрязнения р. Шадриха неочищенными сточными водами из существующей канализационной системы.
В процессе расследования собственник сетей выявлен не был, установлено, что ОАО "Велес", являясь заказчиком и застройщиком водопроводных, канализационных сетей и двух канализационных насосных станций, обслуживало данные сети с момента их строительства. В отношении данного юридического лица по факту нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП, решением суда ОАО "Велес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10,0 тысячи рублей.
По факту несвоевременного представления информации о состоянии окружающей среды на ОАО "Велес" возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП, в результате которого вынесено постановление о наложение штрафа в размере 10,0 тысячи рублей.
По инициативе территориального отдела было проведено экстренное заседание СПК и КЧС администрации города Бердска, назначена эксплуатирующая организация для содержания и обслуживания здания канализационной насосной станции и технологического оборудования, установленного в ней, до момента оформления имущества в муниципальную собственность.
При этом, учитывая существующую опасность повторения аварийных ситуаций в отсутствие конкретного собственника сетей и их должной эксплуатации, и соответственно, сохранение угрозы бактериологического и паразитарного загрязнения водных объектов, используемых в целях питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, данный вопрос находится на контроле в территориальном отделе и включен в план проведения СПК в 1 кв. 2013 года. Не снимается с контроля вопрос по ремонту аварийного участка канализационного коллектора Д-800 вдоль улицы Героев Труда Советского района.
Несмотря на проводимые мероприятия, действующий полигон ТБО, расположенный в 1,5 км от границы жилой застройки, по-прежнему не отвечает полностью действующим санитарным правилам. На реализацию программы "Развитие системы сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов города Бердска в 2009 - 2013 годах" в 2012 году средства не выделялись, при этом ежегодно количество утилизируемых разных видов отходов неуклонно растет. Таким образом, вопрос применения альтернативных методов утилизации отходов и строительства мусороперерабатывающего предприятия с повестки дня сниматься не должен.
В городе Бердске в соответствии с предписанием, выданным по результатам планового контрольного мероприятия, выполнено ограждение по периметру полигона, обеспечена дезинфекция ходовой части автомашин и решен вопрос осуществления регулярного производственного контроля.
При этом данный вопрос остается актуальным в организации работы отдела по следующим причинам:
- утилизация твердых бытовых отходов осуществляется на полигонах, не отвечающих санитарно-гигиеническим и современным экологическим требованиям;
- очень медленно решается вопрос планово-регулярной очистки территорий частного сектора из-за отсутствия бюджетного финансирования, в связи с чем на данных территориях постоянно возникают несанкционированные свалки.
На полигонах ТБО в рамках производственного контроля исследована почва на паразитологические показатели, микробиологические, санитарно-химические показатели в 8-ми точках, нормативов - 4, отклонений от гигиенических нормативов не выявлено.
Проведены исследования атмосферного воздуха на границе СЗЗ на содержание аммиака, сероводорода и азота диоксида - 8 проб, превышение ПДК не выявлено.
В 2012 году исследования почвы проводились на территории жилой застройки, на территории детских учреждений и в зонах рекреаций.
По паразитологическим и санитарно-химическим показателям почва соответствует требованиям гигиенических нормативов, а по микробиологическим показателям было зарегистрировано 2 нестандартные пробы из 11-ти исследованных.
В свете реализации программы в области энергосбережения согласно Федеральному закону от 23.11.09 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российского законодательства", в 2010 году в органы местного самоуправления направлена информация о необходимости создания действенных механизмов и систем сбора отработанных компактных люминесцентных ламп (КЛЛ). В 2011 году данный вопрос был вынесен на рассмотрение СПК города Бердска, принято решение СПК от 27.04.2011 "О разработке программы об утилизации ртутьсодержащих отходов на территории города Бердска", однако в связи с отсутствием бюджетного финансирования данный вопрос решается крайне медленно.
Проанализировав результаты данной работы, были сделаны выводы о полном отсутствии необходимой структуры по централизованному сбору компактных люминесцентных ламп, особенно в отношении бытового сектора их использования.
На современном этапе значительно возрастает роль и значение объективных, основанных на инструментальных измерениях, методов качественной и количественной оценки неблагоприятных факторов (химических, биологических и физических) производственной среды на здоровье работающих. Результаты лабораторного контроля становятся одним из ведущих элементов в обосновании предложений, предписаний по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в выявлении причинно-следственных связей в изменении состояния здоровья работающих под влиянием неблагоприятных факторов производственной среды.
Учитывая изложенное, лабораторно-инструментальные исследования и измерения в 2012 году были проведены в 100% проведенных плановых проверок.


Физические 2011 год 2012 год
факторы
всего с превышением % всего с превышением %
ПДУ ПДУ

Шум 149 91 64,0 82 29 35,3

Вибрация 102 18 17,6 37 1 2,7

ЭМП 216 21 9,7 126 - -

Микроклимат 567 56 9,7 260 4 1,5

Освещенность 685 37 5,4 400 19 4,8


Как видно из таблицы, в 2012 году по всем физическим факторам производственной среды произошло снижение удельного веса рабочих мест, не соответствующих требованиям санитарного законодательства по уровням воздействия на работающих.
Учитывая, что проверки Роспотребнадзора сокращены до 1-й в три года, проведением только государственного контроля не может быть достигнут необходимый объем лабораторных исследований для обеспечения информативности при организации контрольно-надзорных мероприятий за промышленными предприятиями. В этих условиях особую важность приобретает проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, обязанность проведения которого определена статьей 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
С учетом очередных изменений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.10 № 122, с ряда предприятий обязанности по разработке проектов санитарно-защитных зон были сняты. Однако в СЗЗ так и проживает 2374 человека.
По материалам актов заключительных комиссий по результатам ПМО, представленных администрациями промышленных предприятий в территориальный отдел, в среднем ежегодно организовано проведение периодических медицинских осмотров работающих 30 - 35 промышленных предприятий города Бердска, что составляет лишь 20% от общего количества находящихся на контроле, несмотря на то, что удельный вес охвата периодическими медицинскими осмотрами повысился с 96,7% до 97,6%, в том числе женщин с 96,9% до 98,1%.


Количество В том Количество В том % В том
работников, числе работников, числе охвата числе
подлежащих женщин прошедших женщин ПМО женщин
ПМО ПМО

2011 9946 3252 9618 3153 96,7 96,9

2012 6797 2445 6635 2400 97,6 98,1


Зарегистрирован 1 случай профессионального заболевания у зубного техника ОАО "Санаторий-профилакторий "Сибиряк", заключительный диагноз - "профессиональная бронхиальная астма аллергическая, средней степени тяжести, частично контролируемая, ДН 1 ст.; аллергический ринит, средней степени тяжести". Оформлен акт о случае профессионального заболевания.
Регистрация лишь 1-го случая профессиональной патологии в 2012 году говорит о низкой выявляемости профессиональных заболеваний, что свидетельствует о несовершенстве специальных методов обследования, отсутствии необходимого оборудования при проведении периодических медицинских осмотров, отсутствии экспертных медицинских осмотров на базе НИИ гигиены.
Одним из приоритетных направлений деятельности являлось участие в реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Актуальными остаются мероприятия по снижению заболеваемости населения сальмонеллезом. За 2012 год показатель заболеваемости сальмонеллезом составил по городу Бердску - 48,58, в 2011 - 57,56 (-15,6).
За отчетный период при проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю в целом по территориальному отделу исследовано на наличие патогенных микроорганизмов 1372 (1103 - 2011 год) образца продовольственного сырья и пищевых продуктов, патогенной микрофлоры не выявлено.
В рамках плановых проверок проверялось исполнение технических регламентов на молоко и молочную продукцию (247 проб), на соковую продукцию (33 пробы), на масложировую продукцию (30 проб), на табачную продукцию (68 проб).
За нарушение требований технического регламента на молоко и молочную продукцию в судебные органы было передано 3 дела по ст. 14.43, ч. 1.
Проводилась работа по усилению контроля радиационной безопасности пищевой продукции при проведении надзора за реализацией пищевых продуктов, в том числе зелени и плодоовощной продукции: исследовано 62 пробы, нестандартных нет.
Особое внимание в 2012 году уделялось контролю за производством и реализацией алкогольной продукции, в том числе в связи с вступлением в законную силу требований Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Проверено 36 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией пива в киосках на остановочных платформах, составлено 35 протоколов об административном правонарушении, вынесено 35 постановлений по делу об административном правонарушении на сумму 65 тыс. руб. Исследовано 83 пробы алкогольной продукции.
Во исполнение Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" проверено 40 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 27 - в плановом порядке. По результатам составлен протокол на юридическое лицо по ст. 14.6, ч. 1 КоАП (превышение МРЦ) и вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
По обращению граждан на реализацию табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от детских образовательных учреждений было проведено 13 проверок, составлено 12 протоколов по ст. 14.2 КоАП и вынесены постановления по делу об административном правонарушении на сумму 36 тыс. рублей.
Лабораторно исследовано 68 проб табачных изделий, все пробы соответствуют НТД.
В 2012 году отмечается увеличение числа отдохнувших детей по сравнению с 2011 годом на 1109 человек за счет проведенной организационно-методической работы и увеличения объема финансирования в улучшение материально-технической базы оздоровительных учреждений.
Во всех загородных учреждениях проведен косметический ремонт спальных корпусов, пищеблоков до открытия первой смены. Проведены следующие мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния в ЛОУ:
- закуплена мебель (кровати, шкафы, тумбочки, полки для обуви): ДОЛ Нахимова, ДСОЛ КД "Тимуровец", ДОЛ "Лазурный берег", МУП ДОЦ Дубинина;
- ремонт душевых, санитарно-гигиенических корпусов: ДОЛ Нахимова, ДОЛ "Пионер", ДОЛ "Лазурный берег", МУП ДОЦ Дубинина, ДОСЦ "Орбита";
- приобретено холодильное и технологическое оборудование на пищеблок: ДОЛ Нахимова, ДОСЦ "Орбита";
- приобретен и установлен фильтр доочистки воды: ДОЛ "Пионер", ДОЛ "Лазурный берег";
- приобретен мягкий инвентарь - все загородные учреждения;
- проведено ограждение территории лагеря - ДСОЛ КД "Юбилейный", ООО "Рассвет";
- оборудован корпус отоплением - ДОЛ "Радонеж".
Вместе с тем из-за недостатка финансирования из местного бюджета не окончена запланированная реконструкция санитарно-гигиенического корпуса в ДОЛ Нахимова (не оборудованы комната гигиены, прачечные, теплые туалеты).
Отмечается улучшение качества питьевого водоснабжения, а именно замена износившихся водопроводных сетей в лагерях, своевременная установка и замена современных фильтров, что было подтверждено лабораторными исследованиями (нестандартных результатов 0%).
Всего мест купания детей - 11, использовали - 7. Купание детей проводилось в следующих ДОЛ, имеющих пляжи: ДОЛ им. Нахимова, ДОЛ им. В. Дубинина, ДОЛ "Лазурный берег", ДОЛ "Орбита", палаточный лагерь ФК "Сибирь", "Юность", ООО "Пансионат "Лесная сказка". ДСОЛКД "Юбилейный" и ДОЛ "Дельфин", ООО "Санаторий Рассвет" организовано купание на городском пляже "На камнях", ООО "Санаторий Парус" - купание детей в открытом бассейне на территории санатория. Отдельные санитарно-эпидемиологические заключения на места купания не выдавались. Санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность (при открытии лагерей) выдавалось в том числе с учетом организации мест купания и отбором проб воды из открытого водоема.
С учетом того, что в 2012 году от населения города Бердска увеличилось число обращений по поводу ухудшения условий проживания в связи с размещением в жилье и рядом с жильем объектов, нарушающих их покой, сон, ухудшающих самочувствие, перед администрацией стоит задача более детального рассмотрения вопросов при выдаче разрешения на строительство или размещение тех или иных объектов.
По разделу работы по защите прав потребителей при проведении 157-ми проверок, в том числе 60-ти плановых, 12-ти внеплановых проверок и 85-ти административных расследований по разделу защиты прав потребителей выявлено 325 нарушений, 2,1 на 1 проверку, устранено в ходе проверки 315 - 96,9%. Выдано 16 представлений по устранению причин, способствующих возникновению нарушений. На нарушения прав потребителей поступило 75 обращений (в 2011 году - 57), из которых 58,6% - на реализацию продовольственных товаров, связанных с отсутствием маркировки на товаре, завышением МРЦ, 9 - 12% - по финансовым услугам, 6 - 8% - по ЖКХ. Удовлетворены в досудебном порядке 72, что составило 96%.
В защиту неопределенного и определенного круга лиц рассмотрено 2 дела с положительным решением (1 - с 2011 года), в 10-ти случаях даны заключения в суд по финансовым делам и ЖКХ, 9 исков удовлетворено.
На контроле в территориальном отделе состоит 1646 субъектов надзора, 2221 объект, 46 объектов 3-й группы, что составляет 1,9%, всего проведено 334 проверки, целью которых является выявление и пресечение нарушений санитарного законодательства, а также нарушений прав потребителей на подконтрольных объектах, нарушения выявлены в 285 случаях, что составило.
Административных расследований проведено 175, по 140 из которых приняты меры административного воздействия.
В ходе проведения проверок выявлено 505 нарушений, выдано предписаний 140. Согласовано с прокуратурой 3 внеплановые проверки - отказов нет.
В целях пресечения нарушений на подконтрольных объектах при проведении надзорных мероприятий специалистами территориального отдела составлено 505 протоколов по административным правонарушениям, что на 6% больше, чем в 2011 году (475 протоколов), при снижении числа проверок на 34%. Вынесено 461 постановление о наложении штрафа (в 2011 году - 423). В суд направлено 44 протокола по 14 статьям.
На юридических лиц составлено 127 протоколов, что составило 26,1%. Необходимо отметить, что при снижении объема плановых и внеплановых проверок на 4,2% отмечен рост назначенных административных наказаний на 23%, что говорит об эффективности проводимых надзорных мероприятий.
Учитывая вышеизложенное, перед администрацией и хозяйствующими субъектами города Бердска в соответствии с действующим законодательством стоят следующие задачи:
1) в области гигиены атмосферного воздуха:
- практическая реализация городской целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Бердска";
- модернизация пылегазоулавливающих установок от работающего оборудования промышленных предприятий;
- перевод городских котельных, использующих твердое топливо, на газ;
2) в области гигиены почвы:
- реализация мероприятий инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" "Развитие системы сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов города Бердска в 2009 - 2013 годах";
- своевременная ликвидация несанкционированных свалок мусора, в том числе сбор и удаление отходов из частного сектора;
- решение вопроса по сбору и утилизации ртутьсодержащих бытовых осветительных приборов;
3) в области гигиены водоснабжения и водоотведения:
- необходимость строительства нового комплекса водопроводно-очистных сооружений;
- проблема водоснабжения условно доброкачественной водой населения п. Речкуновка и п. Вега, микрорайонов Южный, Юго-Восточный и решение вопроса подключения этих районов к централизованной системе водоснабжения;
- строительство локальных очистных сооружений на ливневой канализации от промышленных площадок, расположенных в юго-восточной промышленной зоне, ОАО "БЭМЗ";
- решение вопросов централизованного канализования микрорайонов Южный и Юго-Восточный, п. Вега;
- канализование Речкуновской зоны отдыха;
4) в области гигиены питания:
- создание полного и достоверного реестра юридических лиц (ИП), осуществляющих деятельность в сфере производства продуктов питания, оказывающих услуги общественного питания, занимающихся хранением, реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов, с целью размещения их с соблюдением санитарных норм и правил в целях снижения негативного влияния на здоровье населения;
- неукоснительное соблюдение Федерального закона № 87-ФЗ от 10.07.2001 "Об ограничении курения табака" со стороны предприятий торговли и, как следствие, формирование списка предприятий торговли и общественного питания, находящихся на расстоянии менее 100 м от границ территорий образовательных учреждений, и ознакомить с ним руководителей предприятий;
5) в области гигиены, воспитания, обучения и оздоровления детского населения:
- укрепление материально-технической базы детских учреждений с учетом санитарно-гигиенических требований и норм организации учебно-воспитательного и оздоровительного процессов, в том числе загородных учреждений (Нахимова, "Лазурный берег"), в плане оборудования отопления корпусов и отапливаемого санитарно-гигиенического корпуса;
- увеличение охвата горячим питанием учащихся детских образовательных учреждений с включением продуктов, содержащих витамины и микронутриенты;
- увеличение охвата летним отдыхом детей;
6) в области улучшения условий труда:
- полный охват работающих во вредных и опасных условиях труда периодическими медицинскими осмотрами, контроль за проведением мероприятий по медицинской, трудовой и социальной реабилитации работающих по результатам ПМО;
7) в области профилактики инфекционных заболеваний:
- приоритетное обеспечение финансирования мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний;
- дальнейшая реализация национального проекта "Здоровье", городской целевой программы "Вакцинопрофилактика";
8) в области защиты прав потребителей:
- активизация работы по повышению юридической грамотности населения.
Выполнение поставленных на 2013 год задач позволит улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории города и, как следствие, оздоровить среду обитания, положительно повлиять на демографическую ситуацию и сохранить здоровье настоящего и будущего поколений города Бердска.


------------------------------------------------------------------