Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.05.2013 по делу N А45-2009/2013 <О признании недействующим решения Совета депутатов г. Бердска от 08.11.2007 N 322 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска" в части, устанавливающей принадлежность земельного участка к пяти территориальным зонам>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу № А45-2009/2013

Резолютивная часть объявлена 30.04.2013.
Полный текст изготовлен 13.05.2013.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Селезневой М.М., судей Наумовой Т.А., Векшенкова Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрункиным А.Д. рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6, кабинет № 211 материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесное" г. Новосибирск (ИНН 5403330924) и общества с ограниченной ответственностью "Лесное" г. Новосибирск (ИНН 5445015160)
заинтересованное лицо: Совет депутатов города Бердска,
третье лицо: администрация г. Бердска
о признании нормативного правового акта недействующим в части
при участии представителей:
от заявителя ООО "Лесное" (ИНН 5403330924): Симонова К.С. по доверенности
от ООО "Лесное" (ИНН 5445015160): Симонова К.С. по доверенности
заинтересованного лица: Иванова О.С. по доверенности
от 3-его лица: Штылев А.Ю. по доверенности
Общество с ограниченной ответственностью "Лесное" г. Новосибирск (ИНН 5403330924) (далее - ООО "Лесное" ИНН 5403330924, первый заявитель) и общество с ограниченной ответственностью "Лесное" г. Новосибирск (ИНН 5445015160) (далее - ООО "Лесное" ИНН 5445015160, второй заявитель) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, утвержденные Решением Совета депутатов города Бердска № 322 от 08.11.2007, опубликованные в газете "Бердские новости" № 48 от 26.11.2007 (далее - Правила) в части, устанавливающей для земельного участка площадью 330806,00 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в пойме реки Раздельная (в районе автодрома) с кадастровым номером 54:32:010197:0004 нахождение в пяти территориальных зонах: Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения), ЦС-3 (зона спортивных спортивно-зрелищных сооружений), ИТ-2.1 (зона улично-дорожной сети), Р-2 (зона парков, набережных, скверов, бульваров), СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования), как не соответствующим требованиям ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Совет депутатов г. Бердска против удовлетворения заявления возражает, ссылаясь на законность оспариваемого нормативного акта.
Администрация г. Бердска против удовлетворения заявления возражает, ссылаясь на законность оспариваемого нормативного акта.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

ООО "Лесное" (первый заявитель) на момент обращения с заявлением в арбитражный суд являлся собственником земельного участка площадью 330 806,00 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в пойме реки Раздельная (в районе автодрома) с кадастровым номером 54:32:010197:0004 (далее по тексту "Земельный участок") на основании договора купли-продажи от 27.09.2011 года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 54АД номер 457873, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области 10.10.2011.
В соответствии с указанным Свидетельством о государственной регистрации права и кадастровой выпиской о земельном участке от 11.01.2012 года № 54/201/12-641, указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для проектирования и строительства малоэтажной жилой застройки. Согласно разделу 6 кадастровой выписки о земельном участке от 11.01.2012 года № 54/201/12-641, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 28.02.2005.
В соответствии с определением арбитражного суда от 18.04.2013 в дело вступило в качестве второго заявителя ООО "Лесное" (ИНН 5445015160) (второй заявитель), которое в ходе судебного разбирательства стало собственником вышепоименованного земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004 на основании договора купли-продажи от 28.02.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия 54АД номер 951508, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области 19.03.2013.
Заявители оспаривают нормативный акт, изданный Советом депутатов г. Бердска (Правила), ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 54:32:010197:0004 после утверждения оспариваемых Правил стал располагаться в пяти территориальных зонах: Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения), ЦС-3 (зона спортивных спортивно-зрелищных сооружений), ИТ-2.1 (зона улично-дорожной сети), Р-2 (зона парков, набережных, скверов, бульваров), СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования), тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
При рассмотрении дела суд руководствовался положениями ч. 4, 5, 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которыми установлено следующее.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Исследовав обстоятельства дела, арбитражный суд признал доводы заявителей правомерными, заявления - подлежащими удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, утвержденными Решением Совета депутатов города Бердска № 322 от 08.11.2007, опубликованными в газете "Бердские новости" № 48 от 26.11.2007 (том 1, л.д. 8-67), земельный участок с кадастровым номером 54:32:010197:0004 расположен в пяти территориальных зонах: Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения), ЦС-3 (зона спортивных спортивно-зрелищных сооружений), ИТ-2.1 (зона улично-дорожной сети), Р-2 (зона парков, набережных, скверов, бульваров), СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования). Указанное обстоятельство подтверждается Градостроительным планом земельного участка 54:32:010197:0004 (том 1, л.д. 73-83)
Однако в соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Таким образом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 54:32:010197:0004 был поставлен на учет 28.02.2005, что подтверждается пунктом 6 кадастровой выписки о земельном участке от 11.01.2012 № 54/201/12-641 (том 1, л.д. 68), то есть до введения в действие Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, Совет депутатов утвердил Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, противоречащие ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ и устанавливающие для одного земельного участка пять территориальных зон.
В связи с изложенным суд отклонил доводы Совета депутатов г. Бердска и администрации г. Бердска (третьего лица) о законности нормативного акта в оспариваемой части, поскольку Правила в оспариваемой части противоречат нормативным актам, имеющим высшую юридическую силу, т.е. ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ
При вынесении решения суд признал обоснованными доводы заявителей о том, что нарушаются у второго заявителя и нарушались на момент обращения с заявлением у первого заявителя их права и законные интересы, при этом суд исходил из следующего.
Земельный участок приобретался заявителями с целью его застройки в соответствии с разрешенным использованием - для проектирования и строительства малоэтажной жилой застройки. Указанный вид разрешенного использования подтверждается пунктом 9 кадастровой выписки о земельном участке от 11.01.2012 № 54/201/12-641 (том 1, л.д. 68)
В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство среди прочих документов застройщик предоставляет в орган, уполномоченный выдавать такое разрешение, градостроительный план земельного участка.

Постановлением администрации города Бердска № 5901 от 26.12.2012 согласно решению Арбитражного суда Новосибирской области от 09.08.2012 г. по делу № А45-17382/2012 и заявлению ООО "Лесное" был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004 (далее по тексту "ГПЗУ"). В разделе 2.1. ГПЗУ ("Информация о разрешенном использовании земельного участка") указаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельного участка для пяти зон. То есть согласно ГПЗУ, земельный участок с кадастровым номером 54:32:010197:0004 расположен в пяти зонах: Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения), ЦС-3 (зона спортивных спортивно-зрелищных сооружений), ИТ-2.1 (зона улично-дорожной сети), Р-2 (зона парков, набережных, скверов, бульваров), СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования) в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Бердска, утв. Решением Совета депутатов города Бердска от 08.11.2007 г. № 307.
То есть на день обращения с иском первый заявитель был лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием. На день вынесения решения - второй заявитель лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска в части, устанавливающей для земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004, пять территориальных зон, не соответствует ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежат признанию недействующими в оспариваемой части.
Суд отклонил довод третьего лица о том, что право собственности на земельный участок было оформлено на основании договора купли-продажи в 2011 году, уже после утверждения Правил землепользования и застройки, в связи с чем заявители на момент покупки знали или должны были знать о нахождении вышеуказанного земельного участка в пяти территориальных зонах, при этом суд принял во внимание как обоснованные и правомерные следующие пояснения заявителей.
При приобретении земельного участка в 2011 году первый заявитель не знал о его нахождении в пяти территориальных зонах согласно Карте градостроительного зонирования. При приобретении земельного участка у прежнего собственника был проверен документ, подтверждающий право собственности, а именно Свидетельство о государственной регистрации права серия 54ЛД № 125479, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области 02.12.2010 (том 1, л.д. 58) Согласно данному Свидетельству указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для проектирования и строительства малоэтажной жилой застройки.
Из материалов дела не представляется возможным установить, что факт нахождения земельного участка в пяти территориальных зонах был известен второму заявителя при приобретении участка.
Заявители правомерно полагают, что в соответствии с пп. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок. Таким образом, сведений, содержащихся в Свидетельстве о государственной регистрации права и кадастровом паспорте (выписке), достаточно для определения вида разрешенного использования.
Суд также отклонил довод третьего лица о том, что поскольку земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2005 году, а право собственности на земельный участок было оформлено на основании договора купли-продажи в 2011 году, после утверждения Правил землепользования и застройки, в связи с чем заявитель в соответствии с пунктом 3 статьи 31, подпунктом 4 пункта 8 статьи 31 Градостроительного кодекса должен был направить свои предложения в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки с целью изменения разрешенного вида использования, при этом суд принял во внимание следующее.
В ходе судебного разбирательства суд представил в материалы дела доказательства того, что первый заявитель неоднократно 18.10.2011, 05.12.2011, 20.02.2013 (том 1, л.д. 147-149) обращался в администрацию города Бердска с письмами о внесении изменений в территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 54:32:010197:0004, однако до настоящего момента главой администрации города Бердска не принято решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях. Однако, администрацией города Бердска самостоятельно не были приняты меры для приведения Правил в соответствие с федеральными законами.
Таким образом, в настоящее время собственник земельного участка лишен возможности получить разрешение на жилищное строительство и использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием. В порядке ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, изменения в Правила землепользования и застройки г. Бердска до сих пор не внесены.
В связи с изложенным суд признал, что сложившейся ситуации заявители правомерно и обоснованно избрали способ защиты прав собственника земельного участка в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ "граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности".
В связи с изложенным суд признал, что заявитель правомерно избрали способ защиты нарушенных в виде обращения с заявлением в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 192 АПК РФ.
Материалами дела должным образом подтверждается, что Правила в оспариваемой части противоречат требованиям ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, а также ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, и Совет депутатов г. Бердска не доказал, как этого требует ч. 4 ст. 194 АПК РФ, соответствие Правил в оспариваемой части указанным нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
Материалами дела также должным образом подтверждается нарушение прав заявителей по делу, состоящих в том, что первый заявитель был лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, а второй заявитель лишен такой возможности на день рассмотрения дела.
При данных обстоятельствах заявление ООО "Лесное" (ИНН 5403330924) и ООО "Лесное" (ИНН 5445015160) о признании Правил землепользования и застройки г. Бердска, недействующими в части, устанавливающей для земельного участка площадью с кадастровым номером 54:32:010197:0004 нахождение в пяти территориальных зонах, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Соответственно, понесенные заявителя расходы по госпошлине подлежат отнесению на Совет депутатов г. Бердска.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 167 - 170, 195, 110 АПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, утв. Решением Совета депутатов города Бердска № 322 от 08.11.2007 г., опубликованные в газете "Бердские новости" № 48 от 26.11.2007 г. в части, устанавливающей для земельного участка площадью 330806,00 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в пойме реки Раздельная (в районе автодрома) с кадастровым номером 54:32:010197:0004 нахождение в пяти территориальных зонах: Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения), ЦС-3 (зона спортивных спортивно-зрелищных сооружений), ИТ-2.1 (зона улично-дорожной сети), Р-2 (зона парков, набережных, скверов, бульваров), СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования), как не соответствующим требованиям ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Взыскать с Совета депутатов г. Бердска в пользу ООО "Лесное" (ИНН 5403330924) расходы по государственной пошлине 2 000 рублей.
Взыскать с Совета депутатов г. Бердска в пользу ООО "Лесное" (ИНН 5445015160) расходы по государственной пошлине 2 000 рублей По истечении срока на обжалование выдать исполнительные листы.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения.

Председательствующий судья
СЕЛЕЗНЕВА М.М.

Судьи
ВЕКШЕНКОВ Д.В
НАУМОВА Т.А.


------------------------------------------------------------------