Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Новосибирского областного суда от 09.12.2013 по делу N 3-83/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13.11.2012 N 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию , поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям">



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. по делу № 3-83/2013

Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре В.
с участием:
представителей ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод"
И., Г., Т.
представителей департамента по тарифам Новосибирской области В., С.
прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К.
рассмотрев в открытом судебном дело по заявлению ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 года № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям",

установил:

Департаментом по тарифам Новосибирской области 13 ноября 2012 года принят приказ № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям" (л.д. 171-172).
Тариф на тепловую энергию (мощность) для потребителей ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" установлен в приложении к приказу. Тариф действует с 1 января 2013 года с календарной разбивкой согласно приложения (с 01.01.2013 по 30.06.2013; с 01.07.2013 г.).
Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 13.11.2012 г. № 603-ТЭ был опубликован в газете "Советская Сибирь" № 218 за 21 ноября 2012 года (л.д. 170).
25 ноября 2013 г. ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" обратилось в Новосибирский областной суд с заявлением о признании приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 г. № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям" недействующим, ссылаясь на не соответствие нормативным актам, регулирующим отношения в сфере теплоснабжения и государственного регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию, имеющим большую юридическую силу - пунктам 5 - 7 части 1 статьи 3, пунктам 2, 3 части 1 статьи 7, части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 7 пункта 2, пунктам 15, 16, 17, 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109.
При рассмотрении дела судом постановлено определение, которым на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращено производство по делу по заявлению ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 года № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям" в части установления приложением к приказу тарифа на тепловую энергию на период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 г. (л.д. 263-266).
Представители заявителя, участвующие в рассмотрении дела И., Г., Т. доводы заявления поддержали в полном объеме, представили в суд дополнительные письменные пояснения, которые были оглашены при рассмотрении дела (л.д. 211-221).
Представители ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" ссылаются на то, что на основании Доклада по результатам рассмотрения материалов дела об установлении тарифа на тепловую энергию на 2013 год, поставляемую потребителям ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ", невозможно установить к какому периоду относятся годовые показатели, и поскольку отраженные в Докладе показатели не относятся к периоду с 01.01.2013 по 31.12.2013, департамент нарушил требование об отражении в протоколе основных годовых показателей, осуществления регулируемой деятельности на расчетный период регулирования; заявитель не был своевременно ознакомлен с экспертным заключением и ему не был направлен проект постановления; в протоколе заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области, в нарушении положений пункта 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, нет надлежащей мотивировки оснований отказа во включении в тарифы отдельных расходов (уменьшения размера заявленных расходов), предложенных ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ"; департамент по тарифам Новосибирской области необоснованно определил величину расходов на топливо и электроэнергию на тепловые нужды, учитываемые в составе необходимой валовой выручки (НВВ), необоснованно исключил из НВВ расходы на электроэнергию на хозяйственные нужды и услуги цеха по передаче электроэнергии, необоснованно определил величину расходов на воду, стоки и химводоподготовку, учитываемые в составе НВВ, необоснованно определил величину расходов на техническое обслуживание и ремонт, учитываемый в составе НВВ.
Представители департамента по тарифам Новосибирской области В. и С. представили в суд письменные возражения, которые были оглашены при рассмотрении дела (л.д. 178-186).
Представители заинтересованного лица полагают, что оспариваемый заявителем приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 13.11.2012 г. № 603-ТЭ не противоречит нормативным правовым актам, на которые ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" ссылается в заявлении.
Регулирование тарифов на тепловую энергию на 2013 год осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-э/2, регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом ФСТ России от 08 апреля 2005 г. № 130-э.
Предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию на 2013 год были установлены ФСТ России приказом от 09 октября 2012 г. № 231-э/4 с календарной разбивкой: с 01.01.2013 по 30.06.2013 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2012, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложения к приказу; с 01.07.2013 по 31.12.2013 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2012, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к приказу. В соответствии с приложением к приказу ФСТ России № 231-э/4 для Новосибирской области была установлена максимальная величина роста тарифов: с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 100,0%; с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 113,8%.
В отношении предложений, которые представлены ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" в департамент по тарифам Новосибирской области, об установлении тарифа на тепловую энергию на 2013 год, была проведена экспертиза; результаты экспертного заключения были рассмотрены на правлении департамента с участием представителя ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ", которым не высказывались замечания относительно произведенного департаментом расчета тарифа и непринятия каких-либо расходов; ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" в департамент с заявлениями по вопросу несогласия с установленным размером тарифа не обращалось.
Довод заявителя, что тариф, установленный оспариваемым Приказом от 13.11.2012 г. № 603-ТЭ, является экономически необоснованным, по мнению представителей заинтересованного лица подлежит отклонению, поскольку обязанность по доказыванию перед органом регулирования экономическую обоснованность расходов возложена на регулируемую организацию. С учетом невозможности установления тарифов для регулируемой организации на текущий период регулирования на законодательном уровне предусмотрен специальный порядок определения и возмещения регулируемой организации выпадающих доходов, которые не были учтены регулирующим органом при установлении тарифов - по окончании периода регулирования при утверждении тарифов на следующие периоды регулирования, на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации.
Представителем департамента по тарифам Новосибирской области представлены возражения по доводам представителей заявителя об экономической необоснованности расходов по ряду затрат: расходы на топливо; расходы на электроэнергию на технологические нужды; расходы на воду, стоки и химреагенты; расходы на техническое обслуживание и ремонт, со ссылкой на результаты заключения по результатам рассмотрения материалов дела об установлении тарифа на тепловую энергию на 2013 год, поставляемую ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" (л.д. 183-186).
В отношении расходов на топливо представители департамента по тарифам ссылаются на положения пунктов 22, 31, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, указывая, что расчет необходимого топлива произведен, исходя из объема отпуска тепловой энергии в сеть ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" и нормативного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию. Ввиду отсутствия утвержденного норматива удельного расхода топлива на 2013 год, при проведении расчета на основании положений пункта 31 Основ ценообразования был использован фактически сложившийся в предыдущих периодах удельный размер топлива. Расходы на топливо были определены исходя из объема топлива и цены на топливо с учетом регулируемой ФСТ РФ цены на газ на 01.07.2012 г.
В отношении расходов на электроэнергию на технологические нужды представители заинтересованного лица указывают, что на 2-е полугодие 2013 года была принята цена на электроэнергию в размере 1,815 руб./кВтч в соответствии с предложением заявителя. Выделение расходов на электроэнергию и на хозяйственные нужды и расходов на услуги цеха по передаче электрической энергии в составе НВВ действующим законодательством не предусмотрено. Данные расходы, заявленные как дополнительные расходы на электроэнергию в размере 1870,5 тыс. руб. были признаны департаментом экономически необоснованными и не приняты в составе расходов на цеховые и общехозяйственные нужды, так как ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" не были представлены обосновывающие материалы, подтверждающие данные расходы.
В отношении расходов на воду, стоки и химреагенты, представители департамента по тарифам Новосибирской области указывают, что ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" в составе представленных расчетных обосновывающих материалов по уровню тарифов на 2013 год не представил расшифровку расчета данных расходов и их обоснования, указав только сумму расходов в размере 18974,4 тыс. руб. Поскольку именно на регулируемой организации лежит обязанность обосновать предлагаемые к утверждению финансовые потребности, то при отсутствии каких-либо обоснований орган регулирования принимает меры к исключению необоснованных расходов, признавая их экономически необоснованными. Расходы на воду, стоки, материалы для химводоподготовки определены с учетом требований пунктов 25 и 36 Основ ценообразования, с учетом сложившихся удельных расходов воды на выработку тепловой энергии в размере 0,63 м3/Гкал.
Расходы на техническое обслуживание и ремонты определены в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования. ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" не представил расчет нормативных объемов и ссылку на соответствующий нормативный документ. По причине значительного расхождения данных, представленных заявителем, департамент, руководствуясь подпунктом 1 пункта 26 и пунктом 31 Основ ценообразования, на основании письма ФСТ РФ от 21 мая 2004 г. осуществил расчет расходов на ремонтные работы, основываясь на результатах ранее произведенных расчетов нормативного объема ремонтов в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативной величины затрат на техническое обслуживание и ремонт энергооборудования, зданий и сооружений электростанций. Расчет производился, исходя из приведенной балансовой стоимости всей номенклатуры оборудования, зданий и сооружений организации, участвующих в процессе производства и передаче тепловой энергии. При распределении расходов на ремонты учитывался сезонный характер ремонтных работ.
Ходатайство представителей департамента по тарифам Новосибирской области об оставлении заявления ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 года № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям" без рассмотрения на основании статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как не соблюден досудебный порядок рассмотрения заявления, оставлено без удовлетворения (л.д. 267-268).
Выслушав представителей ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" И., Г., Т., представителей департамента по тарифам Новосибирской области В., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К. об отказе в удовлетворении заявления, прения сторон, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также с определением полномочий органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Статья 8 Федерального закона "О теплоснабжении" предусматривает 8 видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов (часть 1 статьи 5, подпункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Согласно статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт 5); обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункт 6); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7).
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относит: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Статья 10 Федерального закона "О теплоснабжении" определяет, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть первая); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2).
9 октября 2012 г. Федеральной службой по тарифам РФ принят приказ № 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" (л.д. 187-189).
Согласно пункта 1 приказа ФСТ установлены и введены в действие с 1 января 2013 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации с календарной разбивкой: с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу; с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно приложению к приказу ФСТ от 09.10.2012 г. № 231-э/4 для Новосибирской области максимальная величина роста тарифов с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. определена в размере 100,0%; с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 113,8%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Пункт 15 Основ ценообразования определяет, что одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельности, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыли организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы) и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыли (относимые на прибыль после налогообложения).
При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Согласно пункта 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, предоставленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.
Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с материалами, включая проект постановления (пункт 18 Правил регулирования).
Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.
ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" представило в департамент по тарифам Новосибирской области 28 апреля 2012 года заявление об установлении тарифа на тепловую энергию в горячей воде, отпускаемой ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" сторонним потребителям на 2013 года в размере 751,6 руб./Гкал (без НДС), с приложением документов для рассмотрения тарифа на тепловую энергию (л.д. 68-155).
Отделом регулирования тепло- и газоснабжающих организаций департамента по тарифам Новосибирской области проведена экспертиза представленных ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" расчетных и обосновывающих материалов по уровню тарифа и составлено заключение по результатам рассмотрения материалов (л.д. 54-67, 192-205).
Согласно заключения по результатам проведенного расчета, размер предполагаемого для установления тарифа на тепловую энергию (теплоноситель - горячая вода), поставляемую ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" потребителям, с календарной разбивкой в соответствии с приказом ФСТ России № 231-э/4 от 09.10.2012 г. составит: для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии, с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 610,0 руб./Гкал (без НДС) и с 01.07.2013 г. - 670,0 руб./Гкал (без НДС) с ростом на 9,7% (л.д. 201).
Оспариваемым заявителем приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 года № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям" установлен тариф на тепловую энергию для потребителей с 01.07.2013 г. 670,0 руб./Гкал (без НДС); 790,6 руб./Гкал (с учетом НДС).
Доводы представителей ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" о нарушении при принятии оспариваемого приказа департамента по тарифам Новосибирской области Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, что по мнению заявителя является основанием к признанию приказа недействующим, подлежат отклонению по следующим основаниям.
После предоставления ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" в департамент по тарифам Новосибирской области 28 апреля 2012 года документов для установления тарифа на тепловую энергию на 2013 год, департамент по тарифам направил заявителю уведомление об открытии дела об установлении тарифа на отпускаемую тепловую энергию и назначении по делу консультанта, а также предложил дополнительно представить материалы (л.д. 68, 156, 157-158).
29 октября 2012 г. ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" было получено уведомление департамента по тарифам Новосибирской области о назначении даты рассмотрения дела по установлению тарифа на тепловую энергию на 13 ноября 2012 г. в 15-00 и разъяснено, что не позднее чем за один день организация может ознакомиться с материалами дела в департаменте (л.д. 161).
Данное уведомление соответствует требованиям пункта 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Уведомление организации проведено в сроки, установленные пунктом 18 Правил.
Доводы заявителей, что им должен был быть направлен проект постановления, основаны на неверном толковании пункта 18 Правил государственного регулирования, который предоставляет организации право не позднее чем за один день до даты рассмотрения ознакомиться с материалами дела, включая проект постановления.
Согласно выписки из протокола № 50 заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 г. на заседании присутствовал представитель ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" С. (л.д. 45-48, 190-191).
Приложением к протоколу заседания правления от 13 ноября 2012 года является доклад по результатам рассмотрения материалов дела об установлении тарифа на тепловую энергию на 2013 г., поставляемую потребителям ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" на территории р.п. Линево Искитимского района (л.д. 49-53).
Пункт 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию устанавливает, что основания по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Вместе с тем данный пункт не определяет степень мотивированности оснований отказа во включение в тарифы отдельных расходов, и не может являться основанием для признания приказа об установлении тарифа на тепловую энергию недействующим.
В Докладе по результатам рассмотрения материалов дела об установлении тарифа на тепловую энергию на 2013 г., поставляемую потребителям ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" на территории р.п. Линево Искитимского района, который является приложением к протоколу заседания правления от 13 ноября 2012 г., приведены основные годовые показатели осуществления регулируемой деятельности по поставке тепловой энергии потребителям в 2013 году, которые признаны экономически обоснованными (л.д. 49-53).
Исходя из положений пункта 7 Основ ценообразования департамент по тарифам Новосибирской области при установлении регулируемых тарифов (цен) должны принимать меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющие регулируемую деятельность.
Данное положение Основ ценообразования было применено департаментом по тарифам Новосибирской области при проверке расчетов расходов, которые были представлены ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" по расходам на топливо, электроэнергию на технологические нужды, воду, стоки и химреагенты, техническое обслуживание и ремонт.
Со стороны ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ", как организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с положениями пункта 16 Правил регулирования, экспертное заключение, которое могло учитываться как дополнительный материал, представлено не было.
Определяя размер тарифа на тепловую энергию (мощность) в размере 670,0 руб./Гкал (без НДС) на период с 01 июля 2013 г. департамент по тарифам Новосибирской области не превысил максимальный уровень, установленный для Новосибирской области на данный календарный период приказом ФСТ РФ от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" (л.д. 187-189).
Предложенный ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ" размер тарифа в размере 751,7 руб./Гкал (без НДС) превышает максимальный уровень, установленный приказом ФСТ РФ от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 для Новосибирской области.
Согласно пункта 10 Основ ценообразования, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Вышеуказанное положение Основ ценообразование не лишает права ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" после окончания расчетного периода, на который установлены тарифы приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 года № 603-ТЭ, представить в департамент по тарифам Новосибирской области документы, подтверждающие экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, которые могут быть учтены при установлении регулируемых тарифов на последующий расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает, что оспариваемый ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 года № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям" принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), соответствует нормативным правовым актам на противоречие которым заявитель ссылался при рассмотрении дела, права заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

отказать в удовлетворении заявления ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" о признании недействующим приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 13 ноября 2012 года № 603-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Закрытым акционерным обществом "ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод" потребителям", в части установления приложением к приказу тарифа на тепловую энергию на период с 01 июля 2013 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья
Т.М.РЕШЕТНИКОВА
Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2013 года.


------------------------------------------------------------------